Определение полномочий подписантов, исходя из обстановки заключения договора.
Уважаемые коллеги, как я уже рассказывала в своей книге (громкое название для сотни страниц текста и образцов документов) одной из самых важных задач, которые стоят перед медиатором в ходе подготовки документов для процедуры медиации является установление законных полномочий подписантов на всех документах, подтверждающих наличие основания для требования по спорному договору/контракту, которые используются и прикладываются в качестве доказательства исполнения/не исполнения обязательств по спорному договору/контракту, для составления медиативного соглашения.
Если при подписании основных контрактов и договоров сделать это достаточно легко, так как обычно их подписывают Генеральные Директора или Менеджеры, уполномоченные на подписание выдачей официальной доверенности на подписание, то промежуточные и сопроводительные документы, особенно, накладные, счета, складские справки и т.д. часто пытаются признать не действительными именно по причине отсутствия полномочий на подписание.
В последнее время даже появилась достаточно большая практика Арбитражного судопроизводства по оспариванию такого рода сделок. При желании вся информация размещена на сайте АС г. Москвы. Я не буду анализировать судебную практику, хочу лишь рассказать о таком замечательном понятии как «обстановка» в которой подписан оспариваемый документ.
Резонный вопрос, а для чего это нужно медиатору? Вообще-то каждый медиатор сам определяет нужно ли проверять тот или иной документ, который Стороны-участники процесса медиации предоставляют ему в рамках подготовки к процессу медиации, я же, занимаясь более 20 лет исключительно корпоративными конфликтами и защитой от рейдерских нападений, признаюсь-стала перестраховываться даже в случае отсутствия видимых причин для беспокойства. Но согласитесь, лучше перестраховаться, чем дать повод для оспаривания медиативного соглашения, что не есть хорошо для репутации уважающего себя медиатора.
Моё мнение:
В ходе подготовки основного текста медиативного соглашения, я рекомендую в обязательном порядке составлять акт приёма-передачи пакета документов, подтверждающих наличие/отсутствие претензий в части полномочий должностных лиц, подписавших все документы, представленные Сторонами-участниками медиативного процесса. В случае если в пакете документов, предоставленных медиатору в рамках процесса медиации предоставлен какой-либо основной или промежуточный документ, заключение, которого может вызывать спор между участниками Договора, в части определения полномочий сторон, это может даже после утверждения медиативного соглашения явиться важным фактом при обращении впоследствии одной из Сторон-участников медиативного соглашения в Арбитражный суд, для приобщения спорного документа к материалам процесса.
ВОПРОС:
Можно ли считать сотрудника Компании-подписанта, не являющегося единоличным исполнительным органом, уполномоченным подписать какие-либо документы как основные, так и промежуточные, при наличии Печати, но в отсутствии доверенности?
ОТВЕТ:
Можно, для этого необходимо внимательно изучить обстановку в которой подписывался и применялся оспариваемый документ, из которой может последовать вывод о наличии правомочий, исходя из практики длительных деловых взаимоотношений сторон, но это возможно только при наличии доказательств что со стороны контрагента что данные или аналогичные документы, были неоднократно подписаны тем же сотрудником, чьи полномочия оспариваются, но не были оспорены в прошлом. Таким образом при определении полномочий подписанта необходимо учитывать особенности обстановки в которой были использованы оспариваемые полномочия.
ВЫВОД:
Если не включить все промежуточные документы в акт приема-передачи и не получить документ, подтверждающий отсутствие претензий к фирме и содержанию всех документов, в последствии вполне можно получить обвинение в не надлежащем проведении процедуры медиации, а как я неоднократно упоминала в лекциях, медиатор отвечает по всем своим действиям, своим личным имуществом!
авторизуйтесь