Контрагенты сорвали сделку, услуги исполнителя оказались некачественными, заказчик отказывается оплачивать работу – такие проблемы обычно решают в судебном порядке.
Однако судебный процесс – дело затратное, требующее больших временных, организационных и финансовых ресурсов. К тому же, суд в большинстве случаев принимает решение в пользу одного из участников судебного разбирательства, действуя в парадигме «виновник – потерпевший». Такой исход дела далеко не всегда удовлетворяет стороны процесса.
Наконец, судебные процессы часто тянутся очень долго, годами, поскольку и судебные инстанции перегружены, и одна из сторон конфликта или спора может быть заинтересована в искусственном затягивании сроков судебного разбирательства. Поэтому в последние годы в Российской Федерации набирает популярность такой эффективный инструмент разрешения спорных и конфликтных ситуаций как медиация.
Что такое медиация и как найти медиатора?
Медиацией называют внесудебное разрешение споров и конфликтов посредством проведения переговоров, главную роль в которых играет медиатор – профессиональный посредник, переговорщик. Найти медиатора не просто, хотя сегодня в России их работает заметно больше, чем еще несколько лет назад.
Российское законодательство выделяет непрофессиональных и профессиональных переговорщиков. На непрофессиональном уровне медиацией фактически может заниматься любой совершеннолетний и дееспособный гражданин.
Профессиональный медиатор должен, в соответствии с требованиями российского законодательства, иметь возраст старше 25 лет, высшее профессиональное образование и подготовку по специальности «Медиация». Очень желательно, чтобы медиатор был юристом, психологом или конфликтологом по образованию, либо имел собственный опыт предпринимательской деятельности.
Найти медиатора легко с помощью сети интернет, обращая особое внимание на отзывы со стороны компаний и физических лиц, ранее пользовавшихся услугами данного специалиста. Очень часто в поиске медиатора используют «сарафанное радио», поскольку хорошие переговорщики ценятся и компании, предприниматели или физические лица передают информацию о них друг другу.
Главная задача медиатора в процессе медиации – установить коммуникацию между сторонами спора и наладить диалог, после чего подвести обе стороны конфликта к взаимовыгодному компромиссу. Отметим, что медиатор должен пользоваться доверием обеих сторон конфликта, соблюдать этические принципы, в первую очередь – беспристрастность и конфиденциальность процедуры медиации.
Процедура медиации имеет ярко выраженные преимущества по сравнению с судебным разбирательством, особенно если говорить о разрешении споров и конфликтов, лежащих в плоскости гражданского права.
В первую очередь, процедура медиации экономичнее, чем судебный процесс: участники переговоров сохраняют время и большую часть финансовых ресурсов, которые в случае судебного процесса пришлось бы потратить на оплату судебных пошлин и услуг адвокатов, юристов и экспертов. Как мы знаем, и судебные издержки, и расходы на оплату труда профессиональных защитников сегодня нельзя назвать дешевыми.
Медиация отличается и самой направленностью процедуры на достижение компромисса сторон, а не на поиск и определение виновного. Во многих ситуациях именно компромисс сторон является наиболее выгодным решением для обеих сторон конфликта, вне зависимости от того, кто был прав или виноват в конкретном случае. Так как в результате медиации достигается компромиссное решение, исчезает необходимости в обжаловании или пересмотре достигнутых договоренностей.
Кроме того, медиация, в отличие от судебного разбирательства, может проводиться максимально конфиденциально, в любой момент стороны переговоров могут отказаться от ее проведения. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют проводить медиацию онлайн, то есть, участникам переговоров нет необходимости приезжать в какой-то конкретный населенный пункт для личного общения. Судебные процессы в большинстве своем все же требуют личного присутствия участников.
Как проходит процедура медиации?
Сама процедура медиации осуществляется в несколько этапов. Подготовительным этапом можно назвать поиск и определение профессионального медиатора. Этот специалист должен внушать доверие обеим сторонам спора, поскольку без доверия никакого нормального переговорного процесса не получится. Соответственно, на начальном этапе медиации очень многое зависит от личности самого медиатора, его харизмы и имиджа.
Затем медиатор сводит стороны конфликта, каждая из которых озвучивает свою позицию относительно предмета спора и свои пожелания относительно его исхода. Далее, с помощью медиатора, стороны конфликта определяют точки пересечения интересов. Ведь не исключено, что определенные сценарии развития событий могли бы устроить обе стороны конфликта. Например, заказчик может не требовать от исполнителя разрывать контракт на проведение работ и возвращать аванс, а подождать, пока исполнитель все же выполнит обещанные работы, но не будет брать доплату за их проведение. Такие компромиссные решения могут быть сформулированы практически в любом конфликте сторон. Преимущество компромисса в том, что обе стороны остаются довольными достигнутым решением, между ними фактически заключается «мир», что сводит к минимуму вероятность дальнейшего развития конфликтной ситуации.
Медиатору предстоит постепенно подвести обе стороны конфликта к мнению о желательности и даже необходимости достижения компромисса. Как правило, на реализацию этой цели требуется время. Обычно проходит несколько встреч сторон, прежде чем они соглашаются прийти к компромиссному решению. Но зато такое решение помогает сторонам конфликта избежать многочисленных трат, которые были бы неизбежными, сойдись стороны в судебном разбирательстве.
авторизуйтесь